Для сохранения характеристик масла примерно на одном уровне буквально двадцать лет назад все автопроизводители рекомендовали менять масло в АКПП с интервалом в 30-60 тысяч километров. Но прогресс не стоял на месте, появились электронные системы управления коробками, многократно повысилась приспособляемость трансмиссии к условиям движения и к характеристикам рабочей жидкости.
ЕСЛИ ДИЛЕР ГОВОРИТ
НЕ МЕНЯТЬ МАСЛО В АКПП?
ФАКТ 1. ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ МНЕНИЕ, ЧТО МАСЛО В АКПП МЕНЯТЬ НЕ НУЖНО?
И тогда самые «передовые» производители впервые заявили, что масло отныне больше можно не менять. Это в первую очередь почтеннейший Mercedes—Benz и его конкуренты по «большой немецкой тройке», Audi и BMW. Причем Mercedes разрешил подобный интервал для своей революционной пятиступенчатой АКПП серии 722.6, а вот конкуренты своих трансмиссий не имели, и красивая надпись «масло залито на весь срок службы» появилась поначалу в техпаспортах только машин, оснащенных трансмиссиями производства ZF.
Впрочем, и Mercedes, и BMW мелким шрифтом все же оговаривали замену масла при тяжелых условиях эксплуатации.
Автомобильная индустрия ориентируется на лидеров, и столь экстравагантный шаг не остался без внимания: сроки замены трансмиссионных масел со временем сильно повысили почти все производители машин (КИА, ХУНДАЙ, VW, Американские). Им важно, чтобы в гарантийный период автомобиль был дешев в эксплуатации, а дальше, в постгарантийный период, если агрегат и потребует капитального ремонта, то это только к лучшему. Ведь за него придется платить владельцу машины. А еще лучше, если потребитель купит новый автомобиль.
ФАКТ 2. ЧТО ГОВОРЯТ ПРОИЗВОДИТЕЛИ АВТОМАТИЧЕСКИХ ТРАНСМИССИЙ?
Если у вас возник вопрос, почему даже производитель АКПП рекомендует замену каждые 80, а то и 120 тысяч километров, а мы говорим о меньших интервалах, то вы совершенно правы, разобраться необходимо. В качестве показательного примера приведем интервал замены масла в двигателе, который прописан в сервисной книжке VW в Германии, он составляет 25 (!!!) тысяч километров. На тот же автомобиль в РФ рекомендация составляет уже 15 тысяч, а дилер вам будет настойчиво рекомендовать произвести ТО уже через 10 тысяч. Интервал меньше в 2,5 раза потому, что разительным образом отличаются условия эксплуатации автомобилей. Качество дорог, топливо, климат, скоростной режим, общепринятая манера езды и некоторые другие факторы настолько отличаются, что одно и тоже масло служит в Германии 25 тысяч километров, а в РФ только 10. Это же касается и автоматических трансмиссий, исключением является только отсутствие негативного влияния некачественного топлива, но вот остальные факторы никуда не деть. Поэтому, профессионалы и мы в их числе, рекомендуют сокращать интервал для условий эксплуатации в РФ в 2 раза, а именно до 40-60 тысяч км пробега.
ФАКТ 3. ИЗНОС МАСЛА УХУДШАЕТ ПЛАВНОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ.
Современная полусинтетическая или синтетическая жидкость, заправленная на заводе в коробку передач, служит дольше моторного масла потому, что она не подвергается воздействию столь высоких температур, не загрязняется продуктами сгорания и не убывает вследствие угара. Вместе с тем в автоматической коробке передач находится большое количество пар трения, которые (в отличие от деталей двигателя) и должны работать именно на трении.
А трение, как известно, вызывает неизбежный износ. Причем изнашиваются зачастую разнородные материалы, такие как сталь, алюминий, специальные фрикционные материалы. Поэтому в конструкцию коробки передач всегда включены фильтр и магниты для «отлова» стальных частиц.
Продукты износа со временем забивают поверхность фильтрующего элемента до такой степени, что давление жидкости в системе падает до недопустимых величин и исполнительные механизмы перестают работать должным образом. А если происходит разрыв шторы фильтрующего элемента, то весь поток грязи очень быстро выведет управляющие клапаны из строя. Сильно загрязненная рабочая жидкость приводит к быстрому износу почти всех деталей коробки передач. Страдают механические части — подшипники, шестерни, фрикционы, клапаны гидроблока, регуляторы давления. Большое количество стружки, налипшей на датчики скорости вращения валов, может искажать их показания, что приведет к сбоям в системе управления автоматической коробкой передач.
Кроме прочего, старая жидкость хуже сохраняет эластичность резиновых уплотнений АКПП. В АКПП множество резиновых сальников в гидроблоке, они стареют и начинают перепускать жидкость. При этом снаружи коробки никаких утечек не наблюдается, а нормальная работа АКПП нарушена. АКПП может начать затягивать момент переключения, или наоборот, переключаться слишком резко, с рывком.
Согласно накопленной статистике примерно на 9 из 10 автомобилях проблему толчков можно решить, просто поменяв масло в АКПП. Причем, чем быстрее это сделать, тем больше вероятность того, что толчки пройдут.
Все вышеописанные наблюдения позволяют нам утверждать, что масла «на весь срок эксплуатации» автомобиля могут быть актуальны только в том случае, если вы не планируете эксплуатировать автомобиль слишком долго (не более 3-5 лет) и отдаете себе отчет, что после этого срока коробка передач может начать работать нештатно, доставляя неудобство и обеспокоенность ее владельцу.